Бегом от гаджетов: как избавить ребенка от электронной зависимости? Потерянное детство: как отучить ребёнка от планшета? Развиваются искривления позвоночника

И не просто с ними играют, а без всяких объяснений разблокируют их, запускают приложения. Здорово, что они растут такими смышлеными! Без знания языка новейших технологий дети не смогут успешно ориентироваться в современном мире. Но есть и обратная сторона. Психологи и педиатры предупреждают: чрезмерное увлечение гаджетами может иметь негативные последствия. Как же найти золотую середину между безопасностью и нормальным развитием?

Всему свое время

Чтобы у ребенка , прежде всего необходимо правильно, учитывая его возраст, определить оптимально допустимое время, которое он может проводить с гаджетами.

■ До 3 лет: желательно полное отсутствие гаджетов в жизни детей. Правда, полностью оградить ребенка от планшета не всегда получается. Поэтому старайся ограничивать его 15 минутами, чтобы не нанести вреда здоровью. В этом возрасте для полноценного физического и психологического развития детям необходимо знакомиться с миром при помощи всего спектра ощущений - тактильного, слухового, визуального. «Экранная жизнь» малыша - лишь малая визуальная часть этого спектра, которая относится к пассивному времяпрепровождению. Чтобы ребенок гармонично развивался, а не привыкал сидеть с планшетом, больше с ним занимайся, делая упор на подвижные и познавательные игры. Читай ему книжки, рисуйте, лепите, гуляйте.

■ 3–6 лет: 30–45 минут в день. Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они захватывают его настолько, что другие виды деятельности становятся ему неинтересны. Погрузившись в яркий, доступный виртуальный мир, дети теряются в реальной жизни, уходя от общения и замыкаясь в себе. Однако полностью запрещать ребенку игры не стоит, ведь, оставшись наедине с планшетом, он будет стараться удовлетворить свой интерес бесконтрольно. Лучше установи малышу приложения и игры, предлагающие задания на , внимания, логики, обучающие чтению. Покажи, как ими пользоваться. Они помогут ему подготовиться к школе.

■ 7–11 лет: 45–60 минут в день. Доступ в Интернет и к компьютерным играм должен предоставляться по вашей договоренности и обязательно с функцией «родительский контроль» (в соцсети пускать его рано!). Объясни, что в Интернете помимо полезной информации есть много опасной, к которой надо относиться с большой осторожностью. Просматривай историю посещений браузера, чтобы знать, чем он занимается в Сети. Так ты сможешь не только контролировать качество получаемой им информации, но и лучше понять сферу его интересов.

■ Старше 12 лет: 1–1,5 часа в день. Подросткам необходимо быть в «теме», уметь ориентироваться в Интернете, общаться в соцсетях. Тинейджера уже сложно контролировать в Сети, и все же постоянно напоминай о безопасности, в том числе о том, какие фото и посты размещать нельзя и почему. Ненавязчиво расспрашивай его о виртуальной жизни, но не критикуй, а старайся направлять. Проси его помочь в поиске информации или разобраться в функциях гаджета. Это повысит его самооценку и укрепит ваши отношения.

Две стороны

■ Плюсы: гаджеты развивают мелкую моторику, внимательность, усидчивость, логику, зрительное и слуховое восприятие информации.
Минусы: ухудшают осанку, ослабляют иммунитет из-за недостатка физической нагрузки, вызывают проблемы с общением, способствуют стрессу и агрессии.

Как оторвать ребенка от гаджетов?

Не запрещай, а предлагай альтернативные варианты. Просто сказать малышу «Нет - и все!» или забрать планшет со словами «Лучше займись чем-то полезным» - прямой путь к истерике и ссоре. Интерес, который вызывают у ребенка гаджеты, окружающие его со всех сторон, не пройдет сам собой. Он будет только возрастать, подстегиваемый запретами. Поэтому старайся переключать внимание ребенка на что-то увлекательное - , игры, семейные прогулки, совместные дела по дому. Чем насыщеннее у него реальная жизнь, тем меньше его будет затягивать виртуальная.

Стимулируй познавательный голод ребенка. Не торопись давать маленькому почемучке готовые ответы, а помогай ему самому искать решение, размышляя и анализируя. В этом тебе пригодятся техники ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Они помогают ребенку учиться мыслить нестандартно, тренируя свой пытливый ум.

Помогай малышу постигать цифровые технологии. Будь для него проводником и посредником в освоении гаджетов и Интернета. Объясни, что это не только развлечение, но и кладезь знаний. Покажи, как искать что-то в Сети, на планшете разгадывать головоломки.

Больше общайтесь. Дети часто «уходят» в виртуальный мир из-за того, что родители уделяют им мало внимания. Не отдаляйся от ребенка, поддерживай всегда и во всем, даже в «виртуале».

Правила одни для всех

■ Учитесь договариваться. Обсудите с ребенком (если ему больше 5 лет), в какое время и как именно он будет использовать гаджет: играть, смотреть мультики, готовиться к школе с помощью приложения.

■ Установи важные правила. Пользоваться гаджетами можно только сидя, держа экран на расстоянии 35–40 см от глаз. Через каждые 15 минут ребенок должен отрываться от монитора, делая перерывы. Но это не значит: отложить планшет - включить телевизор. Надо менять «род занятий»: сделать зарядку, вымыть посуду, выучить стих.

■ Подавай пример. Если родители сами находятся во власти экранов и не выпускают гаджеты из рук, вряд ли стоит ожидать другого поведения от ребенка. Устанавливая правила малышу, старайтесь и сами их соблюдать. Если ребенку нельзя есть, уткнувшись в планшет, то и для родителей это должно быть табу.

■ Заведи традицию: за обеденным столом собираются только члены семьи. Никаких «цифровых друзей»!

Жизнь многих детей сейчас почти полностью посвящена гаджетам. Если в семье появляется смартфон (или планшет, ноутбук), то будьте готовы к тому, что ребенок будет: есть, параллельно собирая в игре кристаллики; писать вам сообщения в соцсети, находясь в соседней комнате; засыпать с телефоном в руке и так далее.

Надо что-то делать? Но что? Если просто отобрать телефон - будет скандал. Мы уже писали о том, как превратить гаджеты в полезный досуг. А в этот раз мы разберемся, что такое «телефонная зависимость» и как с ней бороться. Редакция сайт изучила этот вопрос и собрала мнения психологов и родителей на этот счет.

О ДРУГИХ ВИДАХ ДЕТСКОГО ФАНАТИЗМА

Что посоветуете?

В 2007 году Фонд развития интернета провел исследование школьников на тему воздействия интернета на подростков. И данные оказались пугающими. Результаты указывают на то, что 26% наших подростков 11−16 лет имеют признаки зависимости от сети. А это на 10% больше, чем тот же показатель по Европе.

Причины в том, что у нас детям дают технику гораздо раньше. Детям до 2 лет психологи вообще не рекомендуют взаимодействовать с телефоном, а после аккуратно и в дозированных количествах. Но эти правила мало кто может соблюдать, особенно, если срочно нужно готовить ужин, а ребенок требует игрушку.

Но отбирать телефон у ребенка тоже нельзя, будет только хуже. Во-первых, вы станете врагом номер один и потеряете контакт со своим ребенком. Во-вторых, гаджеты - это часть современной жизни, которую трудно игнорировать, и нельзя об этом забывать. Лишая ребенка телефона, вы лишаете его возможности коммуникации со сверстниками.

А ЕЩЕ ЕСТЬ ДЕТИ-ВИДЕОБЛОГЕРЫ

Что нужно делать, чтобы ребенок сидел в телефоне не сутки напролет? Вот несколько советов психологов:

Ограничьте время использования телефона. Педиатры рекомендуют детям от 2 до 5 лет - не давать телефон больше чем на час, для школьников - время может дойти до 2 часов. И это при условии, что ваш ребенок после пользования телефоном не побежит к компьютеру.

Договоритесь о «свободных зонах». Например, каждый может пользоваться телефоном в своей комнате, но на кухне ни один член семьи с гаджетами не сидит. Главное, соблюдайте это правило сами.

Старайтесь все доказывать своим примером. Если ребенку нельзя сидеть в телефоне, не садитесь при нем собирать капусту в «Веселой ферме». Вы - главный пример для детей.

Предлагайте альтернативу времени, проведенного с гаджетом. Телефон не дает ребенку «реального мира», предложите сыну или дочери заняться чем-то таким, чего телефон дать не может. Это может быть готовка, лепка, поход, занятие спортом. Настольные игры и конструкторы подойдут меньше - это и в интернете можно поделать.

Не будьте к телефонам слишком строги. Есть множество полезных приложений , которыми ребенок может пользоваться для самообразования и обучения.

И еще раз: не отбирайте у ребенка телефон. Это приведет только к агрессии. Забирать можно только на короткое время, четко проговоренное вслух. «Я забираю у тебя телефон, верну, когда закончим ужинать/помоешь руки/доделаешь уроки/погуляешь с собакой и т. д. ».

Мнение родителей

Психологи, конечно, дают правильные советы. Но часто сложно выполнимые. Поэтому родители выкручиваются, как могут, выдумывая свои способы выдернуть ребенка из телефона хотя бы на время. А некоторые этого не делают, так как не считают нужным.

Давайте посмотрим, какие ситуации возникают в реальных семьях и как родители справляются (или не справляются) с зависимостью детей от гаджетов. Вот мнения родителей детей разных возрастов с тематических форумов и групп в соцсетях:

Дети 0−7



«У меня правило - телефон - это „моя игрушка“, моя дорогая, которой пользуюсь я. Игр нет в телефоне. Устанавливать нельзя. Есть вещи, которыми должны пользоваться только взрослые. Поговорить с бабушкой по телефону - не проблема. Включаю песни, когда доча хочет потанцевать. Но не играть. Вот и забирать не приходится».

«У меня трое детей. Вышли из положения, если телефон или планшет один выдаем, то строго по времени играют по очереди. Когда каждому по телефону даем, то ограничиваем время игр… обычно максимум 40 минут в день. Приучили что как только мы сказали отдать - то отдавать!!! иначе потом больше не получат. (никаких обменов и уговоров). Трехлетка иногда артачится и пытается скандал устроить… остальные уже привыкли».

«Телефон и планшет и компьютер и… - это такие вещи, которые актуальны для ребенка только в случае, если: 1) его жизнь мало насыщена другими интересностями; 2) он видит, как у важных для него людей данная вещь является приоритетной и важной. Если вы вместе играете в настольные игры, гуляете (походы до ближайшего парка хотя бы, зато с термосом и печеньками), лепите из пластилина лес с животными, а из лего делаете большой город, то совместная игра на телефоне/компьютере/планшете будет восприниматься как одна из активностей».

«Лично я предпочитаю неэлектронные развивалки, да и вообще поменьше детей к компу/телефону подпускать. С маленькой пока все получается, а вот у старших уже свои телефоны и контролировать их время за играми на телефоне становится все труднее. Разговариваю, объясняю вред здоровью, показываю наглядные примеры поведения композависимых детей в инете и по ТВ, но иногда все равно приходится по вечерам просто забирать телефоны, чтобы уснули вовремя».

«У меня вопрос… а зачем маленькому ребенку вообще нужен телефон? Я вижу много 5−6 леток с телефонами. Зачем? Ребенок постоянно со взрослыми, один никуда не выходит, нигде не бывает. Зачем ему сей гаджет? Школьник - другое дело. Из школы встретить, сообщить, что уроки раньше/позже закончились, ну и там уже у всех телефоны, сейчас это, наверное, и „непрестижно“ без телефона идти в первый класс. У моего старшего пятилетки тоже есть телефон, на ДР подарила свекровь. Деть в него собственно и не играет и с собой не таскает. Общается только с бабушками/дедушками по нему. Пару раз нас с мужем выручал, когда свои телефоны забывали где-то, а позвонить надо было. Он у нас как домашний аппарат».

Дети 7−12




«Лучше переключить внимание ребенка на какие-нибудь игры, книгу почитать, все что угодно.

у моей сестры сын пойдет в первый класс и уже сейчас зависимость от гаджетов., мама ночью кладет телефон под подушку, потому что сын ночью ищет его… уходит в гости к друзьям только чтобы поиграть, при этом на звонки уже не отвечает. (7 лет!). А в семье все способствовало для того чтобы они пришли к тому к чему пришли. бабушки и дедушки разрешают чтобы не заниматься с ребенком, лишь бы сидел тихо, сам папа играет в те же игры (пример для ребенка)
я от своего трехлетки еще не прячу телефон, но стараюсь чтоб он ему не попадался на глаза…».

«А смысл запрещать, запретный плод всегда сладок, когда-то ваш ребенок станет взрослым человеком, и вы не сможете его контролировать. Я считаю, что разрешать играть можно, но все должно быть в меру и кроме этого ребенку нужно прививать интерес к другим занятиям».

«Вот на какой форум не приду - везде и у всех одна проблема - как отучить ребенка от смартфона. Сразу возникает вопрос, а зачем вы его покупали? Ребенку нужен телефон для безопасности, то есть чтобы он звонить мог. Всегда и везде, а не как современные телефоны, которые в подъезде ловить перестают».

«У моей дома лежит айфон, но выдаю я его ТОЛЬКО на каникулы! А как только начинается учеба, я его меняю на нокиу за 1 тыс. рублей))) ни у кого нет никаких обид и претензий, кстати))».

«Я в этом плане мать-вредина. 22:00 айфон и айпад на стол, доча спать. Если получит плохую оценку лишаю этих гаджетов на неделю, включая и гулянки с подругами на улице. Этот метод практикую второй год и скажу, что это очень действенно».

Дети 12+




«Никогда не забирала у старшего телефон. он в нем живет. ни учебе, ни чему это не мешает. считаю, что современного подростка можно и до самоубийства довести такими вот действиями».

«Забирать смарт на совсем, как многие тут советуют, я считаю не совсем правильным. В 15 лет телефон - это не средство связи, а это определенный критерий оценки и самооценки тоже. Ограничивать время интернета - да, это надо. Но делать это не жестким способом выдирания проводов, а попытался договорится с дочерью и определить временные рамки».

«Я бы забрала телефон, когда ребенок спит или просто не видит (т.е. драться бы не стала:))) Но и телефон в школу не дала бы однозначно, раз слова не понимаются. Я у своей 16-летней дылды интернет отключаю, когда она уж очень злоупотребляет, уношу провод на работу и забываю:))) Позлится, позлится, но выводы сделала уже:))».

«Пройдет со временем. Я тоже лет в 14 телефон из рук не выпускала, тогда все в аське сидели, а дома от компа не отлипала - там дневники всякие были… У мамы просто истерики из-за всего этого были, но у нас с ней не очень хорошие отношения были, она это, видимо, понимала. Да и компании друзей особой в школе у меня не было. Потом в универ поступила, на первый план вышла жизнь реальная…».

«Мой где-то год назад все время был с телефоном. Когда я его отбирала по какой-то причине, то реакция у него была приблизительно такая же, как когда у алкаша отбирают бутылку - ее просто все бесило. Сейчас стало гораздо лучше, он меньше смс-ит, но ему уже 15. Когда ему было 12−13 он постоянно сидел в он-лайн играх, потом просто перестал в один день. Поэтому я и к телефону спокойно отношусь - пройдет».

Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».

Но самое страшное, когда только телефон - друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС - разговоры и звонки, онлайн-просмотры - походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.

Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом

«Мои друзья не знают, что делать с ребенком - все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет - действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.

Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.

Психологические симптомы

  • эйфория за компьютером;
  • увеличение количества времени за компьютером;
  • пренебрежение семьей, друзьями;
  • проблемы с учебой, отказ делать уроки;
  • сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.

Физические симптомы

  • сухость в глазах;
  • головные боли и боли в спине;
  • пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
  • пренебрежение гигиеной;
  • расстройство сна, изменение режима сна.

Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).

К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер - это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.

Решение проблемы:

  • Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» - отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
  • Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
  • Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.

Чего не следует делать:

Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.

Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт - обратитесь за помощью к психологу.

Ситуация № 2: школьник не делает уроки

«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно - отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.

Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон - это тот же компьютер.

Признаки номофобии

Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:

  • ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
  • проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
  • непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
  • часто просит пополнить счет своего мобильника.

Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.

Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.

Гэри Смолл Нейропсихолог

Дофамин - гормон удовольствия - выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены - мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.5 родительских ошибок, которые мешают детям стать взрослыми

Телевизор, планшет, компьютер, игровая приставка, смартфон – эти гаджеты «забрали» у нас детей в свой цифровой мир. И способствуют этому сами родители.

Как ни странно, но родители чаще всего сами «подсаживают» детей на гаджеты, отмечают хабаровские психологи. Количество обращений к специалистам по поводу зависимости детей увеличивается с каждым годом.

— Не всегда у взрослых есть время поговорить с ребенком, поиграть с ним или почитать. Иногда и нет желания. Проще дать ребенку телефон - яркие движущиеся картинки надолго займут малыша. Бывают ситуации, когда телефон или планшет действительно выручает, например, когда нужно подождать в очереди прием к врачу. Но бесконтрольные игры очень быстро перерастают в зависимость, — рассказывает психолог Дарья Панкратова.

Детям до трех лет «в телефоне» делать нечего. Фото Pandaland.kz

При этом, по словам эксперта, в каждом возрасте есть свои особенности общения с цифровыми устройствами.

Если речь идет о малышах до трех лет, то тут специалисты категоричны - гаджет в руки не давать! Планшет — это самая худшая игрушка для трехлетки. Кубики, машинки, куклы и конструкторы — как бы банально это не звучало в современном мире, но это остается самым лучшим и полезным развлечением для таких маленьких детей.

— В гаджете просто нет необходимости. Детям в этом возрасте интересен окружающий мир сам по себе. Завлечь двух-трехлетнего малыша очень просто - потрогать траву во дворе, рассмотреть из чего сделан стол, за которым вы сидите. Им интересно все! Потому что дети только начинают получать жизненный опыт и понимать, как устроен мир, — объясняет психолог. — Живое общение ни в коем случае нельзя заменять на гаджет, даже с развивающей игрой. Мне приходилось видеть, как такие малыши даже на прогулке не расстаются с телефоном. Пока его сверстники на детской площадке строят замки из песка, он проходит очередной уровень компьютерной игры.

Детей-дошкольников уже никак не оградить от телефонов, планшетов, компьютеров. Ребенок с ними уже знаком и видит, как родители увлеченно погружаются в электронный мир. Ему хочется тоже. Однако иметь свой собственный телефон детям в этом возрасте еще рано. Чтобы держать ситуацию под контролем, родителям лучше давать поиграть свой аппарат. А для связи с сыном или дочкой лучше воспользоваться умными часами. На них не поиграешь, можно только позвонить.

— Когда ребенок видит, что мама и папа пришли с работы и уткнулись в свои гаджеты, почему малыш должен поступать иначе? — объясняет наша собеседница. — Ему нужно общение, развлечения. Все это начинает заменять планшет. А чтобы у ребенка не возникало потребности в электронном мире, нужно культивировать семейные традиции. Вместе проводить время. Но тут важно не количество, а качество внимания, которое вы уделяете детям. Пусть это будет всего лишь час, проведенный вечером с ребенком, но он будет наполнен близостью и доверием, и это лучше, чем целый день находится рядом, но при этом каждый занят своими делами.

Как отучить ребенка от смартфона

Специалисты уверены: оптимальное время общения ребенка и планшета - один час в день. И лучше его разбить на отрезки по 15-20 минут. Но дети в этом возрасте еще не могут сами контролировать свое время. Для них понятие «всего один час» ничего не значит. Поэтому важно научить на часах, установить таймер, специальную программу в телефон - неважно. Главное, чтобы ребенок понял - игра не бесконечна.

Школьников контролировать сложнее. Для них телефон не только источник игр, но и средство общения.

— И важно строго придерживаться отведенного времени. Никакие уговоры и слезы ребенка не должны смягчить ваши рамки. Никаких «ну ладно, последние 15 минут», — советует Дарья.

Свой телефон или планшет у ребенка может появиться в школьном возрасте . А чтобы он не «зависал» в электронном мире целыми днями, пока родители на работе, чадо нужно нагружать домашними заданиям - помочь по хозяйству, почитать книжку, поиграть с братом, погулять с собакой. И только после выполнения такого «списка на день» можно брать в руки планшет. У ребенка перед глазами должно быть расписание. Сделайте его вместе накануне. Отметки о выполнении задания он может ставить сам или отчитываться по смс непосредственно вам

Когда развивается зависимость от гаджетов?

— Чаще всего зависимость от гаджетов развивается, когда родители начинают подменять реальное общение с ребенком различными устройствами, — объясняет специалист. — Некоторые мамы и папы, поняв простую истину, что ребенка можно увлечь новой игрой, начинают злоупотреблять этим, давая чаду заниматься гаджетом час, два, а потом и весь день. Ребенка все устраивает, и он в скором времени теряет интерес к общению с людьми.

Если запрет на компьютерные игры вызывает агрессию и слезы пора бить тревогу.

Когда пора бить тревогу?

  • Когда ребенок становится тревожным, если поблизости нет телефона
  • Старается каждые 10-15 минут заглянуть в него
  • Испытывает потребность вертеть телефон в руке
  • Становится нервным и беспокойным, если телефон отнять
  • Его не интересуют события извне - прогулки с друзьями, семейные походы.

Все эти признаки говорят о том, что у ребенка сформировалась зависимость. И тут без помощи специалиста справиться нелегко.

— Нельзя просто взять и запретить телефон или планшет. Во-первых, запретный плод всегда интереснее, а во-вторых, вы столкнетесь с агрессией ребенка, — считает Дарья Панкратова. — Он будет искать возможность играть на стороне, ходить для этого к друзьям. Но и дать телефон в безграничное пользование, дескать, когда-то наиграется и забудет, — тоже не вариант. Не наиграется. Чтобы сохранить интерес человека к компьютерным играм, трудятся тысячи программистов, это бизнес, приносящий неплохой доход своим владельцам.

Устраивайте дни или вечера без гаджетов: откажитесь от планшетов, телефонов и проводите время вместе. По вечерам делайте вместе поделки, играйте в настольные игры, фотографируйте, читайте вслух, готовьте деликатесы. В выходные обязательно выезжайте куда-то, активно познавайте окружающий мир, приглашайте в гости друзей.

Попробуйте и поймете, как сложно это сделать, особенно самим родителям. Телефон давно и прочно вошел в нашу жизнь - новости, сообщения, рабочие моменты. Отказаться от этого нелегко. Чего же мы хотим от детей? Поэтому «лечиться» от гаджетозависимости обычно приходят всей семьей.

Все родители стараются дать своему ребенку самое лучшее: игрушки, одежду, технику. Часто так бывает, что наилучшие старания родителей оборачиваются против их самих и детей. Сколько времени проводят дети, держа в руках планшет или телефон играя в игры? В большинстве случаев довольно много. Как отучить ребенка от планшета и смартфона или ограничить время пользования?

На самом деле далеко не каждый родитель беспокоится относительно того, что ребенок часами сидит, играя с планшетом. Ну что здесь такого страшного? Ребенок занят, не капризничает, а родителю в это время можно смело заняться своими делами. Казалось бы, польза очевидна. Пройдет всего несколько лет и такие родители будут в недоумении разводить руками: а почему это наш сын или дочь все время проводит за компьютером или планшетом, а не общается с родными и сверстниками?

Вредное влияние планшета

Снижается зрение

Когда ребенок часами вглядывается в мелкие объекты на экране планшета, развивается близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам). Иногда дети даже забывают моргать, а сухость в глазах приводит к их воспалению и инфицированию.

Нарушается режим сна

«Белый свет», которым подсвечиваются экраны планшетов не дает вырабатываться гормону сна - мелатонину. Мелатонин вырабатывается в организме постепенно, по мере наступления темноты. Но организм смотрящего на белую подсветку экрана ребенка оказывается обманут, считая, что еще день. В результате ребенок, играющий на планшете в вечернее время, засыпает позже, спит хуже и не высыпается. Телевизор обладает сходным негативным эффектом, а вот электрический свет не оказывает подобного действия.

Развиваются искривления позвоночника

В следствие наклона головы вниз деформируется шейный отдел позвоночника, который у детей до подросткового возраста еще не сформирован. Кроме того исчезает осанка, появляется сутулость из-за определенного положения тела во время игры на планшете.

Нарушается координация движений

У детей, часами сидящий за планшетом возникают проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Такие дети даже не могут кинуть мяч по прямой линии, поскольку руки неадекватно реагируют на сигналы мозга.

Развиваются застойные процессы

Дети должны много двигаться, это те особенности возраста, которые помогают развиваться мышцам и организму в целом. Застойные процессы возникают организме из-за отсутствия необходимого количества движений. Не правильно формируются мышцы, которые отвечают за функциональность рук и пальцев. В последствии это сказывается на способностях к письму.

Вырабатывается стойкая психологическая зависимость от планшета

Дети все чаще хотят играть, все больше времени проводят за планшетом. А угроза родителей запретить планшет, воспринимается как самое страшное наказание. Благодаря родителям вырабатывается стиль общения по принципу «ты что-то сделай, а я тебе дам поиграть на планшете».

Снижается концентрация внимания

В повседневной жизни и на уроках ребенок становится более рассеянным и неусидчивым. Чаще всего именно «гаджетоманам» ставится диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания». Круг интересов таких детей скуден, их мышление и воображение не развивается в нужном направлении.

Теряются навыки общения

Ребенок становится флегматичным, теряются навыки коммуникабельности. Общение со сверстниками становится сложной задачей, которую такие дети пытаются избегать.

Растет агрессивность и раздражительность

Ребенок становится импульсивным, часто возникают истерики и ссоры с родителями.


С какого возраста можно разрешить планшет?

Современный мир тяжело представить без планшета или смартфона. Но тем не менее, есть определенные возрастные ограничения на знакомство с ними.

В Западной Америке

Американская академия педиатров и Канадское общество педиатров утверждают, что детям до до 2-х лет нельзя знакомиться с современными технологиями. В 3-5 лет должно быть ограничение до 1-го часа в день, а в 6-18 лет - не более 2-х часов в день.

В России

Что же делать, если малыш чуть ли не с пеленок уже держит в руках планшет или смартфон, беспрерывно сидит перед телевизором, а вот общаться со сверстниками, рисовать или лепить не хочет абсолютно? Большой ли вред планшета для ребенка?

Как отучить ребенка от планшета?

Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка не удастся, но максимально ограничить пользование вполне реально.

Прежде всего, нужно запомнить простое правило: просто запретить гаджеты ни в коем случае нельзя. Ребенок будет плакать и канючить, чтобы ему вернули любимую «игрушку». Как правило, многие родители не выдерживают долго и идут на уступки своему чаду. Запрещая ребенку планшет, нужно найти ему какую-то альтернативу. Нужно сделать так, чтобы ребенку не было скучно, а приведенные ниже рекомендации помогут в этом.

Запрещая пользоваться планшетом, нужно предложить ребенку замену.

Найти альтернативу

Нужно постараться максимально занять ребенка так, чтобы у него не было свободного времени. Конечно, это не означает, что ребенок должен постоянно бегать или читать книгу. Отдых тоже нужен, но в разумных пределах.

Отучаем ребенка от планшета в 3-4 года

В 3-4 года малышам будут интересны легкие развивающие игры. Можно поискать спрятанную игрушку, сопоставить цвета. Игры, которые развивают речь, также подойдут. Каждый ребенок начинает говорить в разное время, но что бы постепенно увеличивать словарный запас и вырабатывать правильное произношение нужно постоянно с ним заниматься.

Как отучить ребенка от планшета в 4-5 лет?

В 4-5 лет любимые герои из мультиков или игр, веселые детские музыкальные композиции помогут отвлечь ребенка от мультфильмов на планшете. В бумажной версии или в виде мягких игрушек герои из игр и мультфильмов оживают. Можно вместе с ребенком поставить настоящее кукольное представление.

Отличной альтернативой планшету будет также рисование либо лепка, только не оставлять ребенка одного, а заняться этими увлекательными занятиями вместе. Если родители не обладают особым талантом в рисовании или лепке, сейчас в продаже имеется множество различных наборов для творчества, куда входит все необходимое для создания какой-то интересной поделки.

Детям очень нравятся раскраски. Можно в интернете поискать раскраски с любимыми героями своего чада, распечатать их и раскрашивать вместе.

Несложные задания помогут развить в ребенке творческие навыки. Пройдет совсем немного времени, и кроха будет сам придумывать новые игры и развлечения.

Отучаем от планшета дошкольников

Отучить ребенка от планшета в 6-7 лет поможет творчество. В этом возрасте дети уже умеют собирать конструктор, делать поделки из заготовок, выжигать, плести из бисера и много е другое.

Дошкольники очень любознательны и им интересно всё новое. Набор «мини-лабораторий» заинтересует любого ребенка. Это может быть электронный телескоп или цифровой микроскоп, химические опыты, выращивание кристаллов или мыловарение.

Как отучить от планшета школьника и подростка?

Нужно выявить и воплотить в реальность все интересы ребенка. Это могут быть танцы, музыка, пение, кружки по интересам, например, робототехники или бисероплетения.

С 6 лет ребенка можно отдать в спортивные секции. Это и польза для здоровья, и общение со сверстниками, и эмоциональная разрядка.

Для школьников тоже много вариантов проведения научных опытов. Они заинтересуют ребенка в изучении химии и физики.

Можно подарить ребенку недорогой цифровой фотоаппарат. Занятие фотографией развивает творческие навыки и воображение.

Анна, мама 8-летней Алёны: «Еще полгода назад дочка не могла жить без планшета. Приходила из школы, наспех делала уроки - и играть! Я купила книжку «Незнайка на Луне» и когда мы поехали в отпуск и не взяли планшет, я начала вслух читать ей книгу. Сначала она слушала не внимательно и страдала по планшету. Но потом заинтересовалась и дочитала книгу сама, уже дома!»


Стать примером для ребенка

Если родители постоянно сидят за ноутбуком, не расстаются со смартфоном и планшетом, ребенок обязательно будет всячески стараться наследовать их, и со временем станет все таким же поклонником современных гаджетов.

Ирина, мама 5-летнего Ильи и годовалого Саши: «Я в декрете и часто работаю дома за компьютером, а чтобы Илья не отвлекал, я даю ему планшет, включив какую-то игру или мультик. Илья теперь всё свободное время канючит планшет и младший уже постоянно тянется к моему телефону».

Поэтому нужно стараться, чтобы ребенок как можно реже видел родителей с планшетом или за компьютером, уделяя этому занятию время, когда ребенок уже будет спать.

Выделить один день в неделю, который провести всей семьей вместе без электронных девайсов. В этот день никому нельзя будет играть на планшетах и смартфонах, пользоваться Интернетом и даже не смотреть телевизор.

А чтобы это выполнить, лучше не сидеть дома, а выбраться всей семьей на прогулку в парк или на природу. Такие дни помогут семье сблизиться, отдохнуть от каждодневной рутины, да и на свежем воздухе время пролетит незаметно.

Нельзя ругать планшет и игры

Если ребенок много времени проводил с планшетом, конечно он к нему сильно привык. И тут вдруг у него отнимают любимую игрушку.

В этом случае ребенок может начать видеть в родителях людей, которые покушаются на самое сокровенное, что у него есть.

Почему же родители считают планшет или ноутбук каким-то злом, если другие дети играют и им никто не запрещает этого делать? С детьми постарше обязательно нужно обсудить вопрос относительно безопасности «прогулок» в Интернете. Рекомендуется установить на планшет специальную программу, которая будет лимитировать время игры, а также блокировать доступ к «взрослым» сайтам.

Ребенок должен чувствовать себя победителем

Играя в компьютерные игры, ребенок проходит уровни, выигрывая или проигрывая. Конечно, радости нет предела, если после прохождения каждого этапа он добился максимального результата, став победителем. В виртуальном мире ребенок чувствует себя успешным, ему все под силу. В реальной же жизни все намного сложнее, поэтому у ребенка может сложиться мнение, что в игре он намного успешнее, нежели в реальности.

Чтобы ребенок и в реальной жизни почувствовал себя успешным, подойдут настольные игры, в которые будет играть вся семья.

И хорошо, если первые разы все немного поддадутся, дав ему выиграть. Ну и похвала здесь будет как никогда кстати. Ребенок должен почувствовать себя самым умным и самым успешным.

Отдыхаем полноценно

Чтобы ребенок не скучал по планшету, нужно сделать так, чтоб он как можно реже попадался ему на глаза. Побольше времени проводить на улице, организовать поездку за город.

Ребенку как можно реже должна приходить в голову мысль: «Дайте мне планшет!».

Если же планируется мероприятие с друзьями, у которых также есть дети, нужно обязательно согласовать с ними, чтоб они тоже не брали на отдых планшеты. Поверьте, отдыхать в шумной компании других деток без этой «необходимой вещи» намного интереснее и веселее.

Ограничение времени

Нельзя лишать ребенка планшета резко. Отучение должно проходить постепенно.

Конечно, полностью изолировать свое чадо от гаджетов не получится, потому что без них современная жизнь просто невозможна, но вот ограничить время использования вполне реально. Для этого нужно договориться с ребенком, что лимит пользования в неделю будет, к примеру, 3 раза по 20 минут или 2 раза по 30.

Можно также установить ограничения пользования планшетом во время других дел. Например, он должен остаться в стороне во время еды, общения с родными, когда приходят гости. Ребенок должен понимать, что причина ограничений действительно важная.

Главное – не нарушать установленные ограничения.

Появление питомца в доме

Если в доме еще нет питомца, то хорошо было бы его завести. Только к появлению в доме животного ребенка нужно подготовить. Малыш должен понимать, что животное, независимо от его вида, требует ухода, а обязанности эти будут возложены именно на него. Кто появится в доме? Это может быть щеночек средней породы, тогда прогулки на свежем воздухе станут обязательными несколько раз в день. Если же ребенок еще маленький, то лучше отдать предпочтение котенку. Также можно завести хомячка, морскую свинку или декоративных крыс. Главное, чтобы ребенку было интересно играть с животным.

Оксана, мама 4-летнего Вити: «Витя очень любит айпад, просто жить без него не может. Мы перепробовали множество способов отучения и, наконец, остановились на питомцах. Отдали предпочтения декоративным крысам, т.к. они требуют минимум ухода, от них вообще нет запаха и поддаются дрессировке. Последний факт стал самым главным. Две крыски, которых мы купили, мы дрессировали вместе с Витей. Они теперь умеют ходить на задних лапках, тянуть колпачок на веревочке, на команду «ко мне» подниматься по одежде на плечо и прыгать по стульям. Конечно, сын играет в планшет. Но теперь, выбирая между ним и крысами, Витя бежит к крысам!».


Веселая компания

Ребенок, который проводит много времени в виртуальном мире, лишен общения со сверстниками. Ему это попросту не нужно.

Детские игры с ровесниками в реальности намного полезнее. Веселая детская компания – прекрасная альтернатива планшету.

Можно смело отправляться на детскую площадку, где ребенок, ввиду своей коммуникабельности, быстро обзаведется новыми друзьями. Наверняка среди друзей родителей также многие уже с детьми, поэтому различные детские праздники, вечеринки, просто походы в кафе или на природу помогут отвлечь ребенка от игр на планшете.

Запрет не должен быть наказанием

Ребенок что-то сделал не так, напакостил или просто не хочет выполнять простые поручения родителей. Первая мера: «Все, ты не пользуешься телефоном, планшетом, компьютером такое-то время!». Это в корне неправильно. Ребенок, получив запрет, будет еще больше хотеть проводить как можно больше времени за компьютерными играми.

В детской не должно быть электроники

Чтобы иметь возможность контролировать время пользования планшетом, нужно убрать всю технику из детской. Компьютер переставить в другую комнату, определить место для другой электроники. Нужно выработать у ребенка привычку, что перед сном планшет должен отправиться на свое место, тогда уже можно спокойно отправляться в постель.

Все зависит от самих родителей, а отучить ребенка от планшета не так уж и трудно. Главное – это найти ему альтернативу, заинтересовать ребенка, уделять ему как можно больше своего внимания. Немного терпения, и ребенок найдет для себя много других занятий, куда интереснее, чем проводить время в виртуальном мире.

Видео по теме